О жертвенных камнях на бойковщини PDF  | Печать |
Статьи - О сколевщине
Индекс материала
О жертвенных камнях на бойковщини
Турецкий камень (камень №1)
Камень №2 возле Верхнего Синевидного
Камень №3 возле с. Верхнее Синевидное
Камень №4 возле с. Верхнее Синевидне
Все страницы

В контексте изучения верований и представлений, наших предков, чрезвычайно интересным и актуальным является отыскание и изучение искусственно обработанных камней и петроглифов. Среди культовых камней в литературе описываются камни с названиями "жертвенный", или "жертвенник". Исследователи имеют в виду, что при определенных ритуалах непосредственно на камне, или возле него происходили жертвоприношения. По внешним признакам в первую очередь их выделяют за наличием искусственных углублений ("желобов", "чаш", "жертвенных ям" и другое) преимущественно на верхних горизонтальных площадках. По тем же признакам, хотя и кое-что условно, мы также будем называть подобные камни "жертвенными". Такие камни известны на разных частях территории Украины, в том числе и в массиве Украинских Карпат. В частности, это достопримечательности на скалах поблизости с. Урыч, с. Розгирче Сколевского р-ну Львовской обл., на скалах Довбуша поблизости с. Бубнище Долинского р-ну, на Писаном Камне в Верховинскому р-не, и на Лисивскому камне, Косивского р-на, Ивано-Франковской обл. Эти объекты долгое время пользовались вниманием ученых, в частности таких, как Иван  Вагилевич,  Михаил  Рожко,  Николай Бандривский. Однако небольшое количество известных достопримечательностей утруждает окончательное выяснение вопроса их происхождения и назначения.

Целью этой статьи является введение в научное обращение данных о новых найденных культовых камней (см. карта 1), поскольку нагромождение подобного материала со временем даст ответы на поставленные вопросы и пространство для более широких обобщений.

Карта 1: Корчин и В. Синевидное

Карта 1.
№ 1 - камень "Турецкая баба" найденный поблизости с. Корчин Сколевского р-ну Львовской обл.
№ 2 - камень с горизонтальной площадкой и желобом на ней, найденный возле потока Березовый, на склоне Комарнцкого хребта, поблизости с. Верхнее Синевидное Сколевского р-ну Львовской обл.
№З - скала с изображениями ладоней, крестов и желобами.
№ 4 - скала с округлыми желобами и желобом в виде ступни.

 

 


Летом в 2006 г. был найден камень, вероятно, культового назначения, в с. Корчин Сколевского р-ну Львовской обл., который расположен в урочище Каменистый, приблизительно на 2,5 км. южнее от села, на левом берегу потока Малая Река (см. рис. 1), возле лесной дороги, которая ведет на хребет Парашка. Достопримечательность являет собой расколотую надвое скалу (песчаник) неправильной треугольной формы (высотой 2 м, шириной 3,8 м, длиной 4,15 м), что по форме отдаленно напоминает двускатную крышу. В горизонтальном перерезе - достаточно правильной прямоугольной формы. Ширина трещины которой расколот камень - приблизительно 0,45 м. Сверху камень имеет небольшую горизонтальную площадку (0,6 х 0,5 м) с округлым желобом (диаметром 0,2 м, глубиной 0,1 м) и стенками цеглястого цвета, который является свидетельством опаливания (см. рис. 3). Желоб размещен с юго-западной стороны камня, ближе к краю, таким образом, что из самого края камня стенка желоба отсутствует.

Рис. 1 - камень № 1 общий вид.

Рис. 1 - камень № 1 общий вид.

Рис. 2 - схема камня № 1 и желоба на его поверхности.

Рис. 2 - схема камня № 1 и желоба на его поверхности.

Рис. 3 - фото желоба на камне № 1.
Рис. 3 - фото желоба на камне № 1.

Точно установить естественность или искусственность происхождения желоба достаточно сложно, поскольку следов от инструмента не обнаружено.

На скале находим большое количество надписей позднего происхождения, тем не меньше просматриваются несколько более ранних петроглифов. На вертикальной стенке с юго-западной стороны на высоте 0,3 м от уровня современной поверхности грунта зафиксировано антропоморфное изображение (см. рис. 4). Внизу выбит петроглиф, который представляет собой схематическое изображение человека (высотой 0,53 м), у которого ноги образованные двумя линиями, которые сходятся наверху и двумя горизонтальными линиями - стопами. Голова антропоморфного силуэта тоже образована двумя вырезанными горизонтальными линиями, а для изображения туловищу использовано естественное неравенство скалы, которая соединяет голову и ноги. Изображение рук отсутствует. Кое-что выше этого петроглифа стену разделяет горизонтальная линия, выполненная в той же технике, что и антропоморфное изображение. На высоте 0,5 м над антропоморфным петроглифом выбит крест позднего происхождения (высотой 0,17 м, шириной 0,08 м), который имеет одну поперечину при основе и две сверху. С левой стороны от креста выбиты буквы "МР".

Рис. 4 - фото антропоморфного петроглифа на камне № 1.
Рис. 4 - фото антропоморфного петроглифа на камне № 1.

 Рис. 4 а - антропоморфный петроглиф на камне № 1.
Рис. 4 а - антропоморфный петроглиф на камне № 1.

На северо-западной наклонной стенке выбит ромб с закруглявшими углами (высота 0,24 м, ширина 0,16 м) и вписанный у него крест с расширенными концами. Извне, возле трех углов ромба выбиты небольшие круглые углубления, диаметром 0,01 м. Сверху и с левой стороны выбито по одному отверстию, снизу - два, с правой стороны изображения не сохранилось.

Относительно техники нанесения, то описаны петроглифы выбитые пунктирно с дополнительной шлифовкой (см. рис. 5).

Рис. 5 - изображение крестов на камне № 1.
Рис. 5 - изображение крестов на камне № 1.

Рис. 5 а - фото креста вписанного в ромб из камня № 1.
Рис. 5 а - фото креста вписанного в ромб из камня № 1.

Рис.  5 б - фото креста с юго-западной стороны камня № 1.
Рис.  5 б - фото креста с юго-западной стороны камня № 1.

Каждому из описанных петроглифов находим аналогии в других уголках Карпат как за семантикой так и за техникой исполнения. В частности, что касается жолобоподобного углубления, то аналоги встречаем как в Украинских Карпатах, так и на Чешско-моравской границе.

Относительно датирования подобных достопримечательностей, то на поприщах Чешско-моравской границы их принято связывать с периодом становления раннего славянства. С этим не соглашается, например, М.Бандривский но, к сожалению еще не найдено методики, которая бы позволила датировать эти достопримечательности более точно. Относительно функционального их назначения сделано предположение об использовании жолобоподобных углублений для жертвоприношений.   На  это,  в частности,  указывают следы  опаливания бурого цвета на стенках.

В Карпатах известны также аналоги и антропоморфному петроглифу. В Украинских Карпатах это - изображение танцующих человечков на скалах круг с. Урыч, Сколевского р-на. Львовской обл., и на Писаном Камне в Верховинском р-не, Ивано-Франковской обл. В Румынских Карпатах аналогичные изображения находим в пещере Чизмей, район Хунедуара, что в Трансильвании, но, к сожалению, однозначного датирования этих достопримечательностей тоже еще нет.

Относительно креста с расширенными концами-раменами, вырезанного на юго-западной стенке камня, то кресты такого типу принято датировать ХІІ-ХІV ст. Подобное, вписанное в ромб, изображение креста находим на Писаном Камне, но в этом случае крест вписан в ромб, с треугольными отростками по углам. Ромбы с треугольными отростками в вершинах найдены поблизости Космача на камне "Двенадцати опришков". Неподалеку, на одном из камней высечен круг диаметром 0,5 м, внутри какого сделано равнораменный крест с треугольниками на концах. Что касается антропоморфных изображений на Остром Камне в с. Урыч, то М. Бандривский за аналогичными достопримечательностями из Центрально Восточной Европы датирует их периодом раннего железа.

На общественность относительно описываемого тупа крестов с ромбами и стилизованных фигурок людей, из Писаного Камня, то исследователь считает, опираясь на уже датированные аналоги из Юго-восточной Европы и Верхнего Поднистровья, что их стоит относить к периоду раннего средневековья - XIV ст.
Но для более точного датирования достопримечательности  необходимы дополнительные археологические исследования.

В околицах с. Корчин на данный момент известна находка бронзового кельта (топоры), периода раннего железа. Также имеем свидетельство существования на подъезде к современному Корчину укрепления княжеского времени, об этом свидетельствуют также обнаруженный М. Рожком топоним Подзамчище, которым обозначают место, где, вероятно, было укрепление, за свидетельством информаторов.

В процессе исследования достопримечательности была проведена этнографическая разведка. За методикой неструктурированного интервью было опрошено 12 информаторов, за одним исключением, уроженцы с. Корчин. Определяя вопрос происхождения названия «Турецкая баба» мы обнаружили несколько сюжетов.

Большинство информаторов свидетельствовало, что в разломе камня от татар пряталась девушка ("женщина", "баба"), но она была найдена и убита:
"...Там замордовали татары девушку. Не замордовали ее, она. То, турецкий камень, он отакво [показывает] щель есть. Она туда убежала, спрятала си и во она уже так погибла, потому что они ее оттуда не могли, не достать, ни она уже не могла убежать оттуда, и там уже ее или мечами, как ли...".

Этот сюжет фиксируем с незначительными вариациями. Его же наводит краевед нач. XX ст., Семен Сородник в своей разведке об истории корчинской шляхты:
"...Недалеко озера, при лесной дороге стоит «Турецкий камень», скала розлупана надвое. Там то убил когда-то турок бабу, а что не имел ее где спрятать, развалил мечом скалу надвое и в эту расселину вбросил свою жертву... "

Несколько информаторов засвидетельствовало, что на камне была выбита надпись с информацией об убийстве, но ни более детального содержания надписи, ни даже языка, которым он был сделан они вспомнить не смогли. Сама надпись не обнаружена.

Зафиксировано единичное свидетельство о том, что на этом месте убит турецкий полководец:
"...кажут,   что   там   убили,   пустили   камня как-то, убили турецкого полководца, камнем. И то, потом название является - турецкий камень..."

Также   зафиксированы   единичные   свидетельства   об убийстве турками многих людей круг камня и интересен сюжет о том, что на этом месте было убито не обычную женщину, а вторую дочку князя Святослава:
"...По легенде, кажут, что то когда-то турки напали на Урыч, значит, Урыцкого князя Урыцкого взяли, значит двух дочерей. Одна дочь убегала на Парашку, где-то там за турецким камнем. Такой обычный камень, расколотый, такое ущелье, то вторая, значит, там погинула... "

В контексте исследования достопримечательности не можем не вспомнить о лесном озере, которое находится в нескольких сотнях метров от достопримечательности. Озеро небольшое и достаточно запущено, ни один из информаторов не смог указать на его название. Семен Сородник называет его "Слезой Фатимы": "...Лесное озерцо под горой Кривой прозване "Слезой Фатимы".

Старый местный перевод говорит, что оно было когда-то большим и глубоким, а в его водах жилы лесные панны и лесовики. Однажды заблукала там молодая девушка и ее защекотали лесовики и втянули в воду. С тех пор по вечерам слышать у озера плач и причитание, просьбы о спасении.... Имя Фатима в названии озера не может не наталкивать на мысль о связи с прежним присутствием здесь татар на этих территориях и с Турецким Камнем. Удалось также зафиксировать сюжет о гибели татар вместе с телегами в озере, правда подробностей выяснить не удалось.

Кроме устных переводов удалось зафиксировать чрезвычайно интересен отзвук прежнего чествования камню. Все информаторы засвидетельствовали, что к сим порам бытует обычай, идя мимо "бабы", кланяться ей, или и целовать. Некоторые информаторы свидетельствуют, что это нужно делать лишь когда проходишь мимо нее впервые. Общей является мотивация: "будет удача в лесу", "потому что заберет ягоды", "как поцелуешь ничего не возьмет [имеется в виду ничего не заберет - прим, авторов]".

 


Еще один камень (см. рис. 6, 6 а) из по следам искусственной обработки, вероятно культового назначения, в этом районе было обнаружено в 2002 г. Он находится приблизительно 5,5 км. юго-западнее Верхнего Синевидного Сколевского р-ну на юго-западном склоне Комарницкого хребта, 2-2,5 км. к северу от хутора, расположенного в долине потока Березовый, на высоте 20-30 м над ее уровнем, на правом берегу, в лесу. Нижняя часть камню погруженная в землю, для обзора доступная лишь верхняя его часть с горизонтальной площадкой.

Камень ориентирован за направлением северный восток - южный запад, в длину он 2,3 м, в ширину 2,1 м, высота камню в нижней точке склона 1,5 м, в верхней 0,55 м. Прямоугольная площадка в верхней части камня размером 0,85 х 0,45 м. Ее поверхность, достоверно, специально отшлифована, почти идеально ровной формы, лишь кое-где видно небольшие ямки и насечки - вероятно следы от инструмента, которым обрабатывали камень.

Рис. 6 - камень № 2.

Рис. 6 - камень № 2.

Рис. 6 а - схема камня №2.

Рис. 6 а - схема камня №2.

В юго-западной части площадки размещено искусственное углубление диаметром 0,06 м, глубиной 0,1 м, внутренние стенки которого носят явные следы искусственной обработки в форме полос, которые сходятся в нижней части.

В 70-ые гг. XX ст. в с. Мошанец Черновецкой обл. Б.Шевчук нашел каменную брылу, которую местное население называет «Библейский камень», длиной 1,5 м, шириной 1 м. Большая часть камня находится в земле и выступает на поверхность на 0,7 м. На поверхности камня видно 7 искусственно пробуравленных круглых отверстий, диаметром 0,05-0,06 м, глубиной 0,1-0,15 м. Керамический материал, который найден поблизости, принадлежит к черняховской культуре.

Подобные вышеописанным жолобоподобным углублениям  обнаружены  на  вершинах  скал в разных районах Украинских Карпат. Они преимущественно округлой формы, размещенные на краях верхних площадок скал. Часто смещенные к краю скалы настолько, что часть стенки отсутствует. Часто от желобу к краю скалы ведет ручей глубиной 0,01-0,02 м. Некоторые из них носят следы искусственной обработки и опаливания. В отдельных случаях на горизонтальных площадках скал встречаются углубления, что за формой напоминают человеческую ступню или ладонь (так называемые "следовики"), крест и тому подобное.

 


Округлые жолобоподобные углубления были обнаружены авторами на скалах поблизости с. Верхнее Синевидное Сколевского р-ну и с. Спас Туркивского р-на Львовской обл.

Первая группа жолобоподобных углублений размещена на горном ребре, которое поднимается к вершине Соколовец Комарницкого хребта, на левом берегу безымянного притока реки Стрый. Она на 1-1,5 км. отдалена к юго-востоку от камню с желобом искусственного происхождения, что он был описан выше. На скале находим два жолобоподобные углубления округлой формы (диаметром 0,3 м и 0,6 м, глубиной 0,2 м и 0,5 м, соответственно) размещены на расстоянии 1,5 м один от другого. Рядом находим углубление в виде человеческих ладоней с раскоряченными пальцами, приблизительно 0,2 м длиной (см. рис. 7, 7 а).

Рис. 7 - фото ладони из скалы № 3.
Рис. 7 - фото ладони из скалы № 3.

 Рис. 7а- изображения ладони из скалы № 3.

Рис. 7а- изображения ладони из скалы № 3.

Они размещены таким образом, что первые две ладони находится на расстоянии 1,3 м к западу от желобов, а еще две - 8 м севернее. С юго-восточной стороны, в небольшом гроте (глубиной 0,90 м, шириной 1,60 м, высотой 1 м), на стенке, которая плавно переходит в потолок, найдены два крестовидных изображения (см. рис. 8, 8 а). Они выбиты рядом, один возле другого на высоте 0,7 м от пола.

Первый, не наиболее интересный ли, знак являет собой вертикальную линию, с кольцом наверх и горизонтальной линией при основе (высотой 0,13 м).
Второй - крест более привыкшей формы, имеет три поперечины, средняя на концах перечеркнута вертикальными линиями (высота 0,14 м). Правее от грота на 7-7,5 м, находится узкое ущелье. На 0,5 м правее от ущелья, на высоте 1 м от поверхности земли выбита еще одна крестовидная фигура. Она являет собой вертикальную линию, которая при основе имеет горизонтальную линию и завершается вдвое большей, - горизонтальной. Посередине размещена поперечина в виде "молодого месяца", рожками книзу. Высота фигуры 0,16 м (см. рис. 8 б).

 

Рис. 8 - фото крестов из скалы № 3.
Рис. 8 - фото крестов из скалы № 3.

Рис. 8 а - изображение крестов из скалы № 3.
Рис. 8 а - изображение крестов из скалы № 3.

Рис. 8 б - фото креста из скалы № 3.
Рис. 8 б - фото креста из скалы № 3.

Следующий петроглиф находим на 6 м правее от предыдущего, на высоте 0,35 м от современного уровня почвы. Это вертикальная линия (0,13 м) с двумя горизонтальными поперечинами, что заканчиваются меньшими вертикальными линиями. Фигура своими очертаниями напоминает символическое изображение телеги. Все вышеописанные петроглифы выбиты пунктирно, с дополнительной шлифовкой.

Аналогичные изображения находим на жертвенном камне поблизости с. Обухова Киевской обл. (см. рис. 9), которая находится на святилище    вблизи    поселения    черняховской    культуры. Большое многообразие форм крестов и крестовидных фигур в Карпатах связывается со временем становление христианства и допускается их создание представителями эретично-схимницких течений в тогдашней ортодоксии.

 Рис. 9 - жертвенный камень из с. Обухов Киевской обл. (при Кравченко Н. М. Словяны на территории Украины в \/-\/ІІ ст. // Археология и древняя история Украины: Курс лекций / Под ред. О. Чмихов, Н. Г. Кравченко, І.Т.Черняков.- К.: Лыбидь, 1992.- С. 298).

Рис. 9 - жертвенный камень из с. Обухов Киевской обл. (при Кравченко Н. М. Словяны на территории Украины в \/-\/ІІ ст. // Археология и древняя история Украины: Курс лекций / Под ред. О. Чмихов, Н. Г. Кравченко, І.Т.Черняков.- К.: Лыбидь, 1992.- С. 298).

 



На расстоянии 200-250 м на юго-восток находится скала, на вершине которой есть небольшая площадка 3 х 6 м, с тремя жолобоподобными углублениями. Первое - округлой формы (диаметром 0,7 м, глубиной 0,18 м), имеет радиальные ручьи и канавку, которая ведет к краю скалы. Второе - размещено рядом - в форме человеческой ступни (длиной 0,28 м, глубиной 0,08 м, см. рис. 10). Третье - в форме прямоугольника с округлыми краями (длиной 0,23 м, глубиной 0.1 м). Неподалеку Синевидско - Межибридского комплекса петроглифов известны находки городища Х-ХІІІ ст., в урочище "Горбище", в месте слияния г. Стрый и г. Опир и монастыря св. Богородице XIII ст., в урочище "Золотая гора".

Рис.  10 - фото жолоба-"следовика" из камня № 4.

Рис.  10 - фото жолоба-"следовика" из камня № 4.

На скале Чертей Камень, который находится на левом берегу р. Днестр, на расстоянии 500 м к югу от с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл., находим два жолобоподобные углубления округлой формы, диаметром 0,3 м (рис. 11). Они размещены на западном крае, в отдалении 1,5 м друг от друга. От каждого желоба к краю скалы ведет ручей.

Еще одна интересна разновидность петроглифов была обнаружена авторами на скалах поблизости с. Урыч. На скале Желоб, на 8 м южнее от желобов, которые раньше были обнаружены М.Бандривским, на горизонтальной поверхности находим углубление в форме креста с расширенными раменами, шириной - 0,15 м, высотой - 0,22 м, глубиной 0,10 м (см. рис. 12, 12 а). Интересно, что на соседнем горбе находится скала, которая имеет название "Крест".

 

Рис.  11  - фото желоба из скалы "Чертей камень" круг с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл.
Рис.  11  - фото желоба из скалы "Чертей камень" круг с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл.

Рис. 12 - фото желоба вырезанного в виде креста, из скалы Желоб поблизости с. Урыч Сколевского р-на Львовской обл.
Рис. 12 - фото желоба вырезанного в виде креста, из скалы Желоб поблизости с. Урыч Сколевского р-на Львовской обл.

Рис.   12  а -  изображение желоба вырезанного в виде креста.
Рис.   12  а -  изображение желоба вырезанного в виде креста.

Камни с подобными углублениями нескольких разновидностей известны по всей территории Западной Украины. В частности, авторами были обследованы подобные жолобоподобные углубления поблизости с. Липовиця Рожнятивского р-на Ивано-Франковской обл. Они были обнаружены и предварительно обследованы директором Липовицкой СШ Василием Андрейкивим.

В околицах с. Липовиця, в урочищах Каменистая, Бороло и Ялына обнаружены три группы скал, на которых найдены округлые жолобоподобные углубления и углубления в виде человеческой ступни. Последнее, по мнению В. Андрейкива, является петроглифом - следовиком.

Подобная достопримечательность - камень с углублением в виде человеческой ступни ("След Божьей Матери") - находится в Почаивской Лавре, на Кременеччине и чествовался как святыня.

В конце XIX ст. Екатерина Мельник и Владимир Антонович обнаружили поблизости Бакотского средневекового монастыря, на берегу р. Днестр, камень, поверхность которого была покрыта круглыми углублениями, вроде чашек разной величины. Одно из углублений было вытянуто и напоминало ступню человека. Указаны объекты исследователь отнесла к мегалитичным сооружениям, связав его с жертвенниками.

Еще один интересный объект был обнаружен возле с. Комаров Кельменецкого р-на Черновецкой обл. Он являет собой камень яйцеобразной формы, на восточной грани которого содержатся три жолобоподобных углублений, а в центре размещена цилиндровая колонка диаметром 0,35 м, что утопленная в отверстие диаметром 0,6 м, глубиной 0,2 м. Наталия Сирямина считает этот камень жертвенным. К этой мысли склоняется Вадим Артюх.

Интересен аналог Урицкому крестовидному петроглифу также находим возле скального храма XVII ст., что поблизости с. Монастырок (Междугорье) Борщивского р-на Тернопольской обл., на березе р. Серет. Перед церковью в пещере "Языческая" находится известняковая горизонтальная плита 4,0 х 2,4 х 0,6 м, на которой вырезанный крест (см. рис. 13). Из креста книзу отходит ручей. Кроме креста на камне есть чашеобразные углубления. Плита была принесена на это место монахами в XVII ст., о чем свидетельствует надпись на ней А.Киркор, О.Ратич, І.Винокур, С.Климовский и М.Стрихар считают этот камень жертвенным.

 

Рис. 13 - фото камня, с желобом в виде креста, вблизи скального храма XVII ст., расположенного возле с. Монастырок Борщивского р-на Тернопольской обл. (фото Р.Мискива).
Рис. 13 - фото камня, с желобом в виде креста, вблизи скального храма XVII ст., расположенного возле с. Монастырок Борщивского р-на Тернопольской обл. (фото Р.Мискива).

Относительно каменев-следовиков в виде человеческих ладоней, то такой зафиксирован Леоном Козловским в околицах Бишева (Польша). Вблизи исследуемого кургана был найден камень из выразительно созданной на его поверхности человеческой ладонью, которая кое-что большая от обычной, с пятью сомкнутыми углубляющими пальцами и ладонью, внешние контуры которой обозначены ручьем. С тем камнем связана легенда, что ладонь "вытиснил дьявол, какой нес тот камень, чтобы возмутить его на Ченстохову, но на полях поблизости Бишева впусти в наземь".

"Следовики" и "желоба" изучает и Николай Кугутяк, в частности, исследовал их в урочище Терношоры, поблизости с. Снидавки Ивано-Франковской обл. Исследователь считает их жертвенными камнями.

Известны исследователи славянской и древнерусской археологии Б.А.Тимощук и И.П.Русанова, культовые "камни-следовики" связывают, в частности, со славянскими святилищами.

Следовательно, в ходе исследований, были найдены камни с петроглифами поблизости с. Корчин, с. Верхнее Синевидное Сколевского р-ну и поблизости с. Спас Старосамбирского р-на. Самые многочисленные среди петроглифов это так называемые "желоба" - округлые углубления на горизонтальных поверхностях скал.

Мы склонны считать, что большинство из них имеют естественное происхождение. Об этом свидетельствует тот факт, что округлые углубления находятся на многочисленных скалах и камнях, разнообразные по форме  и  местом расположения,  но размещенные  всегда в тех местах, где собирается дождевая вода. Постоянное действие влаги способствует выветривание камня, в результате образуется углубление, в которое постоянно собирается вода, которая продолжает разрушать камень и увеличивать углубление. Действием воды, по нашему мнению, можно объяснить и многообразие форм желобов.

Например, иногда два таких углубления, расположенного рядом, увеличиваясь, могут соединяться в одно, которое за формой напоминает человеческую ступню. Происхождение канавки, которая выходит из желоба и которую можно принять за "кровосток" на жертвеннике, также связываем с действием дождевой воды, которая в самой низкой точке стекает к краю камня. Постоянное повторение этого процесса и приводит к более быстрому разрушению камню в этом месте. В случае, когда желоб образуется при самом крае скалы, то та стенка, которая ближайшее размешанная к нему, полностью выветривается. Камни с таким типом желобов, благодаря их форме, часто называют "Довбушевими сидальцями.

Вероятно, часть из них использовалась местным населением в культовых целях, о чем свидетельствуют следы обжига и инструменту на стенках желобов.

До округлых углублений на поверхностях скал, которые имеют искусственное происхождение, однако не относятся к давним петроглифам, которыми их считали некоторые исследователи, принадлежат объекты возле с. Грязи Вижницкого р-на Черновицкой обл. Здесь, на скалах, видно круглые желоба и диски с выбранными вокруг кольцами, которые размещены на вертикальных и горизонтальных их поверхностях. Этнографическая разведка, проведенная в с. Грязи, показала, что эти углубления остались в результате выбивания из скалы жерновов для ручных мельниц. В случае, когда заготовка, при выбивании на скале по причинам неудачного скалывания становилась непригодной, ее оставляли как брак. Жернова, которые сохранились у местных хозяев за структурой камню и диаметром отвечают структуре скал и желобам, выбитым на них.

В вопросе выяснения назначения желобов определенные ответы могут дать археологические исследования и дополнительная этнографическая разведка. Например, привлекают внимание, известные на славянских святилищах, жертвенные ямы в почве, какие имеют округлую форму и являются подобными по размерам к желобам на скалах в Карпатах. Они, как считают исследователи, получили широкое распространение в V-VII ст., и исполняли магическую роль, связанную с разными верованиями, - с жертвами земли, культом плодородия, со стремлением оградить себя от злых сил потустороннего мира, задобрить предков. Ямы на достопримечательностях были небольшими и не глубокими, устраивались по поводу определенных событий. Жертвы к ним могли приносить отдельные семьи, или жители небольших поселков. Такие святилища размещались за пределами поселений, часто на неудобных для обычной жизни местностях - на высокой горе, на крутом склоне, или среди болот.

В случае достопримечательностей, найденных поблизости с. Верхнее Синевидное, проведение этнографической разведки мы считали нецелесообразным, поскольку они расположены на значительном расстоянии от села, кроме того на Комарицком хребте есть значительное количество скальных образований, и это утруждает и объяснение информаторам о каком именно камне идет речь и, соответственно, получение от них достоверной информации. В данном случае на культовый характер достопримечательности могут указывать изображение крестов, как "погашение" более ранних языческих петроглифов.

Этнографическая разведка была проведена в с. Корчин и обнаружен вышеописанный обычай почитания камню. Можем утверждать, что обнаружен обычай почитания камня значительно более давний чем зафиксированные переводы и является еще одним доказательством в интересах мысли о культовом назначении камня. Само появление подобных переводов объясняется явлением, которое в психологии принято называть «рационализацией».

То есть, память о камне как о дохристианском культовом месте со временем под воздействием христианства вытесняется и трансформируется в обычай "кланяться бабе", а также традицию почитания места убийства. Кроме того наличие в топониме "Турецкая баба" слова "баба" указывает на это место как на прежнее место языческого поклонения. А то, что традиция бытует и сейчас говорит о сравнительно позднем характере достопримечательности. На это также указывает место ее расположения - за селом, несколькими метрами выше старой лесной дороги, в лесной чаще.

В науке бытует мысль о том, что после принятия христианства на Руси "в глубинках" продолжали функционировать культовые центры и малые святилища сельских общин. Значительное количество известных достопримечательностей дает возможность проследить протяженность традиции чествования камней с желобами и "следовиков" от раннего славянства к современности.

Следовательно, важным является последующее выявление и исследование новых достопримечательностей, что в будущем даст возможность ответить на вопрос назначения и бытования культовых камней, в частности с желобами, как важного явления духовной культуры населения Украины.


Артем ГОЩИЦКИИ, Татьяна НАКОНЕЧНА, http://skole.com.ua

 

Подобные материалы

Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта Сколе - Карпати.інфо