О жертвенных камнях на бойковщини - Турецкий камень (камень №1) PDF  | Печать |
Статьи - О сколевщине
Индекс материала
О жертвенных камнях на бойковщини
Турецкий камень (камень №1)
Камень №2 возле Верхнего Синевидного
Камень №3 возле с. Верхнее Синевидное
Камень №4 возле с. Верхнее Синевидне
Все страницы

Летом в 2006 г. был найден камень, вероятно, культового назначения, в с. Корчин Сколевского р-ну Львовской обл., который расположен в урочище Каменистый, приблизительно на 2,5 км. южнее от села, на левом берегу потока Малая Река (см. рис. 1), возле лесной дороги, которая ведет на хребет Парашка. Достопримечательность являет собой расколотую надвое скалу (песчаник) неправильной треугольной формы (высотой 2 м, шириной 3,8 м, длиной 4,15 м), что по форме отдаленно напоминает двускатную крышу. В горизонтальном перерезе - достаточно правильной прямоугольной формы. Ширина трещины которой расколот камень - приблизительно 0,45 м. Сверху камень имеет небольшую горизонтальную площадку (0,6 х 0,5 м) с округлым желобом (диаметром 0,2 м, глубиной 0,1 м) и стенками цеглястого цвета, который является свидетельством опаливания (см. рис. 3). Желоб размещен с юго-западной стороны камня, ближе к краю, таким образом, что из самого края камня стенка желоба отсутствует.

Рис. 1 - камень № 1 общий вид.

Рис. 1 - камень № 1 общий вид.

Рис. 2 - схема камня № 1 и желоба на его поверхности.

Рис. 2 - схема камня № 1 и желоба на его поверхности.

Рис. 3 - фото желоба на камне № 1.
Рис. 3 - фото желоба на камне № 1.

Точно установить естественность или искусственность происхождения желоба достаточно сложно, поскольку следов от инструмента не обнаружено.

На скале находим большое количество надписей позднего происхождения, тем не меньше просматриваются несколько более ранних петроглифов. На вертикальной стенке с юго-западной стороны на высоте 0,3 м от уровня современной поверхности грунта зафиксировано антропоморфное изображение (см. рис. 4). Внизу выбит петроглиф, который представляет собой схематическое изображение человека (высотой 0,53 м), у которого ноги образованные двумя линиями, которые сходятся наверху и двумя горизонтальными линиями - стопами. Голова антропоморфного силуэта тоже образована двумя вырезанными горизонтальными линиями, а для изображения туловищу использовано естественное неравенство скалы, которая соединяет голову и ноги. Изображение рук отсутствует. Кое-что выше этого петроглифа стену разделяет горизонтальная линия, выполненная в той же технике, что и антропоморфное изображение. На высоте 0,5 м над антропоморфным петроглифом выбит крест позднего происхождения (высотой 0,17 м, шириной 0,08 м), который имеет одну поперечину при основе и две сверху. С левой стороны от креста выбиты буквы "МР".

Рис. 4 - фото антропоморфного петроглифа на камне № 1.
Рис. 4 - фото антропоморфного петроглифа на камне № 1.

 Рис. 4 а - антропоморфный петроглиф на камне № 1.
Рис. 4 а - антропоморфный петроглиф на камне № 1.

На северо-западной наклонной стенке выбит ромб с закруглявшими углами (высота 0,24 м, ширина 0,16 м) и вписанный у него крест с расширенными концами. Извне, возле трех углов ромба выбиты небольшие круглые углубления, диаметром 0,01 м. Сверху и с левой стороны выбито по одному отверстию, снизу - два, с правой стороны изображения не сохранилось.

Относительно техники нанесения, то описаны петроглифы выбитые пунктирно с дополнительной шлифовкой (см. рис. 5).

Рис. 5 - изображение крестов на камне № 1.
Рис. 5 - изображение крестов на камне № 1.

Рис. 5 а - фото креста вписанного в ромб из камня № 1.
Рис. 5 а - фото креста вписанного в ромб из камня № 1.

Рис.  5 б - фото креста с юго-западной стороны камня № 1.
Рис.  5 б - фото креста с юго-западной стороны камня № 1.

Каждому из описанных петроглифов находим аналогии в других уголках Карпат как за семантикой так и за техникой исполнения. В частности, что касается жолобоподобного углубления, то аналоги встречаем как в Украинских Карпатах, так и на Чешско-моравской границе.

Относительно датирования подобных достопримечательностей, то на поприщах Чешско-моравской границы их принято связывать с периодом становления раннего славянства. С этим не соглашается, например, М.Бандривский но, к сожалению еще не найдено методики, которая бы позволила датировать эти достопримечательности более точно. Относительно функционального их назначения сделано предположение об использовании жолобоподобных углублений для жертвоприношений.   На  это,  в частности,  указывают следы  опаливания бурого цвета на стенках.

В Карпатах известны также аналоги и антропоморфному петроглифу. В Украинских Карпатах это - изображение танцующих человечков на скалах круг с. Урыч, Сколевского р-на. Львовской обл., и на Писаном Камне в Верховинском р-не, Ивано-Франковской обл. В Румынских Карпатах аналогичные изображения находим в пещере Чизмей, район Хунедуара, что в Трансильвании, но, к сожалению, однозначного датирования этих достопримечательностей тоже еще нет.

Относительно креста с расширенными концами-раменами, вырезанного на юго-западной стенке камня, то кресты такого типу принято датировать ХІІ-ХІV ст. Подобное, вписанное в ромб, изображение креста находим на Писаном Камне, но в этом случае крест вписан в ромб, с треугольными отростками по углам. Ромбы с треугольными отростками в вершинах найдены поблизости Космача на камне "Двенадцати опришков". Неподалеку, на одном из камней высечен круг диаметром 0,5 м, внутри какого сделано равнораменный крест с треугольниками на концах. Что касается антропоморфных изображений на Остром Камне в с. Урыч, то М. Бандривский за аналогичными достопримечательностями из Центрально Восточной Европы датирует их периодом раннего железа.

На общественность относительно описываемого тупа крестов с ромбами и стилизованных фигурок людей, из Писаного Камня, то исследователь считает, опираясь на уже датированные аналоги из Юго-восточной Европы и Верхнего Поднистровья, что их стоит относить к периоду раннего средневековья - XIV ст.
Но для более точного датирования достопримечательности  необходимы дополнительные археологические исследования.

В околицах с. Корчин на данный момент известна находка бронзового кельта (топоры), периода раннего железа. Также имеем свидетельство существования на подъезде к современному Корчину укрепления княжеского времени, об этом свидетельствуют также обнаруженный М. Рожком топоним Подзамчище, которым обозначают место, где, вероятно, было укрепление, за свидетельством информаторов.

В процессе исследования достопримечательности была проведена этнографическая разведка. За методикой неструктурированного интервью было опрошено 12 информаторов, за одним исключением, уроженцы с. Корчин. Определяя вопрос происхождения названия «Турецкая баба» мы обнаружили несколько сюжетов.

Большинство информаторов свидетельствовало, что в разломе камня от татар пряталась девушка ("женщина", "баба"), но она была найдена и убита:
"...Там замордовали татары девушку. Не замордовали ее, она. То, турецкий камень, он отакво [показывает] щель есть. Она туда убежала, спрятала си и во она уже так погибла, потому что они ее оттуда не могли, не достать, ни она уже не могла убежать оттуда, и там уже ее или мечами, как ли...".

Этот сюжет фиксируем с незначительными вариациями. Его же наводит краевед нач. XX ст., Семен Сородник в своей разведке об истории корчинской шляхты:
"...Недалеко озера, при лесной дороге стоит «Турецкий камень», скала розлупана надвое. Там то убил когда-то турок бабу, а что не имел ее где спрятать, развалил мечом скалу надвое и в эту расселину вбросил свою жертву... "

Несколько информаторов засвидетельствовало, что на камне была выбита надпись с информацией об убийстве, но ни более детального содержания надписи, ни даже языка, которым он был сделан они вспомнить не смогли. Сама надпись не обнаружена.

Зафиксировано единичное свидетельство о том, что на этом месте убит турецкий полководец:
"...кажут,   что   там   убили,   пустили   камня как-то, убили турецкого полководца, камнем. И то, потом название является - турецкий камень..."

Также   зафиксированы   единичные   свидетельства   об убийстве турками многих людей круг камня и интересен сюжет о том, что на этом месте было убито не обычную женщину, а вторую дочку князя Святослава:
"...По легенде, кажут, что то когда-то турки напали на Урыч, значит, Урыцкого князя Урыцкого взяли, значит двух дочерей. Одна дочь убегала на Парашку, где-то там за турецким камнем. Такой обычный камень, расколотый, такое ущелье, то вторая, значит, там погинула... "

В контексте исследования достопримечательности не можем не вспомнить о лесном озере, которое находится в нескольких сотнях метров от достопримечательности. Озеро небольшое и достаточно запущено, ни один из информаторов не смог указать на его название. Семен Сородник называет его "Слезой Фатимы": "...Лесное озерцо под горой Кривой прозване "Слезой Фатимы".

Старый местный перевод говорит, что оно было когда-то большим и глубоким, а в его водах жилы лесные панны и лесовики. Однажды заблукала там молодая девушка и ее защекотали лесовики и втянули в воду. С тех пор по вечерам слышать у озера плач и причитание, просьбы о спасении.... Имя Фатима в названии озера не может не наталкивать на мысль о связи с прежним присутствием здесь татар на этих территориях и с Турецким Камнем. Удалось также зафиксировать сюжет о гибели татар вместе с телегами в озере, правда подробностей выяснить не удалось.

Кроме устных переводов удалось зафиксировать чрезвычайно интересен отзвук прежнего чествования камню. Все информаторы засвидетельствовали, что к сим порам бытует обычай, идя мимо "бабы", кланяться ей, или и целовать. Некоторые информаторы свидетельствуют, что это нужно делать лишь когда проходишь мимо нее впервые. Общей является мотивация: "будет удача в лесу", "потому что заберет ягоды", "как поцелуешь ничего не возьмет [имеется в виду ничего не заберет - прим, авторов]".

 



 

Подобные материалы

Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта Сколе - Карпати.інфо