О жертвенных камнях на бойковщини - Камень №4 возле с. Верхнее Синевидне PDF  | Печать |
Статьи - О сколевщине
Индекс материала
О жертвенных камнях на бойковщини
Турецкий камень (камень №1)
Камень №2 возле Верхнего Синевидного
Камень №3 возле с. Верхнее Синевидное
Камень №4 возле с. Верхнее Синевидне
Все страницы


На расстоянии 200-250 м на юго-восток находится скала, на вершине которой есть небольшая площадка 3 х 6 м, с тремя жолобоподобными углублениями. Первое - округлой формы (диаметром 0,7 м, глубиной 0,18 м), имеет радиальные ручьи и канавку, которая ведет к краю скалы. Второе - размещено рядом - в форме человеческой ступни (длиной 0,28 м, глубиной 0,08 м, см. рис. 10). Третье - в форме прямоугольника с округлыми краями (длиной 0,23 м, глубиной 0.1 м). Неподалеку Синевидско - Межибридского комплекса петроглифов известны находки городища Х-ХІІІ ст., в урочище "Горбище", в месте слияния г. Стрый и г. Опир и монастыря св. Богородице XIII ст., в урочище "Золотая гора".

Рис.  10 - фото жолоба-"следовика" из камня № 4.

Рис.  10 - фото жолоба-"следовика" из камня № 4.

На скале Чертей Камень, который находится на левом берегу р. Днестр, на расстоянии 500 м к югу от с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл., находим два жолобоподобные углубления округлой формы, диаметром 0,3 м (рис. 11). Они размещены на западном крае, в отдалении 1,5 м друг от друга. От каждого желоба к краю скалы ведет ручей.

Еще одна интересна разновидность петроглифов была обнаружена авторами на скалах поблизости с. Урыч. На скале Желоб, на 8 м южнее от желобов, которые раньше были обнаружены М.Бандривским, на горизонтальной поверхности находим углубление в форме креста с расширенными раменами, шириной - 0,15 м, высотой - 0,22 м, глубиной 0,10 м (см. рис. 12, 12 а). Интересно, что на соседнем горбе находится скала, которая имеет название "Крест".

 

Рис.  11  - фото желоба из скалы "Чертей камень" круг с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл.
Рис.  11  - фото желоба из скалы "Чертей камень" круг с. Спас Старосамбирского р-на Львовской обл.

Рис. 12 - фото желоба вырезанного в виде креста, из скалы Желоб поблизости с. Урыч Сколевского р-на Львовской обл.
Рис. 12 - фото желоба вырезанного в виде креста, из скалы Желоб поблизости с. Урыч Сколевского р-на Львовской обл.

Рис.   12  а -  изображение желоба вырезанного в виде креста.
Рис.   12  а -  изображение желоба вырезанного в виде креста.

Камни с подобными углублениями нескольких разновидностей известны по всей территории Западной Украины. В частности, авторами были обследованы подобные жолобоподобные углубления поблизости с. Липовиця Рожнятивского р-на Ивано-Франковской обл. Они были обнаружены и предварительно обследованы директором Липовицкой СШ Василием Андрейкивим.

В околицах с. Липовиця, в урочищах Каменистая, Бороло и Ялына обнаружены три группы скал, на которых найдены округлые жолобоподобные углубления и углубления в виде человеческой ступни. Последнее, по мнению В. Андрейкива, является петроглифом - следовиком.

Подобная достопримечательность - камень с углублением в виде человеческой ступни ("След Божьей Матери") - находится в Почаивской Лавре, на Кременеччине и чествовался как святыня.

В конце XIX ст. Екатерина Мельник и Владимир Антонович обнаружили поблизости Бакотского средневекового монастыря, на берегу р. Днестр, камень, поверхность которого была покрыта круглыми углублениями, вроде чашек разной величины. Одно из углублений было вытянуто и напоминало ступню человека. Указаны объекты исследователь отнесла к мегалитичным сооружениям, связав его с жертвенниками.

Еще один интересный объект был обнаружен возле с. Комаров Кельменецкого р-на Черновецкой обл. Он являет собой камень яйцеобразной формы, на восточной грани которого содержатся три жолобоподобных углублений, а в центре размещена цилиндровая колонка диаметром 0,35 м, что утопленная в отверстие диаметром 0,6 м, глубиной 0,2 м. Наталия Сирямина считает этот камень жертвенным. К этой мысли склоняется Вадим Артюх.

Интересен аналог Урицкому крестовидному петроглифу также находим возле скального храма XVII ст., что поблизости с. Монастырок (Междугорье) Борщивского р-на Тернопольской обл., на березе р. Серет. Перед церковью в пещере "Языческая" находится известняковая горизонтальная плита 4,0 х 2,4 х 0,6 м, на которой вырезанный крест (см. рис. 13). Из креста книзу отходит ручей. Кроме креста на камне есть чашеобразные углубления. Плита была принесена на это место монахами в XVII ст., о чем свидетельствует надпись на ней А.Киркор, О.Ратич, І.Винокур, С.Климовский и М.Стрихар считают этот камень жертвенным.

 

Рис. 13 - фото камня, с желобом в виде креста, вблизи скального храма XVII ст., расположенного возле с. Монастырок Борщивского р-на Тернопольской обл. (фото Р.Мискива).
Рис. 13 - фото камня, с желобом в виде креста, вблизи скального храма XVII ст., расположенного возле с. Монастырок Борщивского р-на Тернопольской обл. (фото Р.Мискива).

Относительно каменев-следовиков в виде человеческих ладоней, то такой зафиксирован Леоном Козловским в околицах Бишева (Польша). Вблизи исследуемого кургана был найден камень из выразительно созданной на его поверхности человеческой ладонью, которая кое-что большая от обычной, с пятью сомкнутыми углубляющими пальцами и ладонью, внешние контуры которой обозначены ручьем. С тем камнем связана легенда, что ладонь "вытиснил дьявол, какой нес тот камень, чтобы возмутить его на Ченстохову, но на полях поблизости Бишева впусти в наземь".

"Следовики" и "желоба" изучает и Николай Кугутяк, в частности, исследовал их в урочище Терношоры, поблизости с. Снидавки Ивано-Франковской обл. Исследователь считает их жертвенными камнями.

Известны исследователи славянской и древнерусской археологии Б.А.Тимощук и И.П.Русанова, культовые "камни-следовики" связывают, в частности, со славянскими святилищами.

Следовательно, в ходе исследований, были найдены камни с петроглифами поблизости с. Корчин, с. Верхнее Синевидное Сколевского р-ну и поблизости с. Спас Старосамбирского р-на. Самые многочисленные среди петроглифов это так называемые "желоба" - округлые углубления на горизонтальных поверхностях скал.

Мы склонны считать, что большинство из них имеют естественное происхождение. Об этом свидетельствует тот факт, что округлые углубления находятся на многочисленных скалах и камнях, разнообразные по форме  и  местом расположения,  но размещенные  всегда в тех местах, где собирается дождевая вода. Постоянное действие влаги способствует выветривание камня, в результате образуется углубление, в которое постоянно собирается вода, которая продолжает разрушать камень и увеличивать углубление. Действием воды, по нашему мнению, можно объяснить и многообразие форм желобов.

Например, иногда два таких углубления, расположенного рядом, увеличиваясь, могут соединяться в одно, которое за формой напоминает человеческую ступню. Происхождение канавки, которая выходит из желоба и которую можно принять за "кровосток" на жертвеннике, также связываем с действием дождевой воды, которая в самой низкой точке стекает к краю камня. Постоянное повторение этого процесса и приводит к более быстрому разрушению камню в этом месте. В случае, когда желоб образуется при самом крае скалы, то та стенка, которая ближайшее размешанная к нему, полностью выветривается. Камни с таким типом желобов, благодаря их форме, часто называют "Довбушевими сидальцями.

Вероятно, часть из них использовалась местным населением в культовых целях, о чем свидетельствуют следы обжига и инструменту на стенках желобов.

До округлых углублений на поверхностях скал, которые имеют искусственное происхождение, однако не относятся к давним петроглифам, которыми их считали некоторые исследователи, принадлежат объекты возле с. Грязи Вижницкого р-на Черновицкой обл. Здесь, на скалах, видно круглые желоба и диски с выбранными вокруг кольцами, которые размещены на вертикальных и горизонтальных их поверхностях. Этнографическая разведка, проведенная в с. Грязи, показала, что эти углубления остались в результате выбивания из скалы жерновов для ручных мельниц. В случае, когда заготовка, при выбивании на скале по причинам неудачного скалывания становилась непригодной, ее оставляли как брак. Жернова, которые сохранились у местных хозяев за структурой камню и диаметром отвечают структуре скал и желобам, выбитым на них.

В вопросе выяснения назначения желобов определенные ответы могут дать археологические исследования и дополнительная этнографическая разведка. Например, привлекают внимание, известные на славянских святилищах, жертвенные ямы в почве, какие имеют округлую форму и являются подобными по размерам к желобам на скалах в Карпатах. Они, как считают исследователи, получили широкое распространение в V-VII ст., и исполняли магическую роль, связанную с разными верованиями, - с жертвами земли, культом плодородия, со стремлением оградить себя от злых сил потустороннего мира, задобрить предков. Ямы на достопримечательностях были небольшими и не глубокими, устраивались по поводу определенных событий. Жертвы к ним могли приносить отдельные семьи, или жители небольших поселков. Такие святилища размещались за пределами поселений, часто на неудобных для обычной жизни местностях - на высокой горе, на крутом склоне, или среди болот.

В случае достопримечательностей, найденных поблизости с. Верхнее Синевидное, проведение этнографической разведки мы считали нецелесообразным, поскольку они расположены на значительном расстоянии от села, кроме того на Комарицком хребте есть значительное количество скальных образований, и это утруждает и объяснение информаторам о каком именно камне идет речь и, соответственно, получение от них достоверной информации. В данном случае на культовый характер достопримечательности могут указывать изображение крестов, как "погашение" более ранних языческих петроглифов.

Этнографическая разведка была проведена в с. Корчин и обнаружен вышеописанный обычай почитания камню. Можем утверждать, что обнаружен обычай почитания камня значительно более давний чем зафиксированные переводы и является еще одним доказательством в интересах мысли о культовом назначении камня. Само появление подобных переводов объясняется явлением, которое в психологии принято называть «рационализацией».

То есть, память о камне как о дохристианском культовом месте со временем под воздействием христианства вытесняется и трансформируется в обычай "кланяться бабе", а также традицию почитания места убийства. Кроме того наличие в топониме "Турецкая баба" слова "баба" указывает на это место как на прежнее место языческого поклонения. А то, что традиция бытует и сейчас говорит о сравнительно позднем характере достопримечательности. На это также указывает место ее расположения - за селом, несколькими метрами выше старой лесной дороги, в лесной чаще.

В науке бытует мысль о том, что после принятия христианства на Руси "в глубинках" продолжали функционировать культовые центры и малые святилища сельских общин. Значительное количество известных достопримечательностей дает возможность проследить протяженность традиции чествования камней с желобами и "следовиков" от раннего славянства к современности.

Следовательно, важным является последующее выявление и исследование новых достопримечательностей, что в будущем даст возможность ответить на вопрос назначения и бытования культовых камней, в частности с желобами, как важного явления духовной культуры населения Украины.


Артем ГОЩИЦКИИ, Татьяна НАКОНЕЧНА, http://skole.com.ua



 

Подобные материалы

Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта Сколе - Карпати.інфо