Туристические маршруты
Туристический маршрут на гору Лопата PDF  | Печать |
Статьи - Туристические маршруты
18.09.2010 12:32

Маршрут на гору Лопата является однодневным и составляет длину 8,5 километров и набор высоты около 800 метров. Известно, что на этой горе  летом в 1944 году происходили бои отрядов УПА с немецкими и венгерскими войсками. Более детально эти события и самая гора Лопата описанные здесь: https://skole.com.ua/ru/papers/25-mountains/144-lopata.html.

Начинается этот маршрут в городе Сколе у моста через реку Опир, где находится зона отдыха. Именно здесь впадает в реку Опир Павлив поток и размещено городское озеро. От моста следует асфальтированная дорога к лесу. В этом месте Вы увидите табличку с туристической схемой рекреационной зоны национального естественного парка «Сколевские бескиды».  Эта дорога протягивается мимо Павлового потока и туристических баз. Дальше асфальтирована дорога превращается в грунтовую, а еще дальше - в обычную тропинку.

Туристическая схема рекреационной зоны национального естественного парка Сколевские бескиды вокруг Павлового потока.

С этого места маршрут можно разделить на два маршрута.

Можно в начале оврага в Павловом потоке повернуть влево на дорожку, которая выведет нас на частично открытый, слабо наклоненный хребет (локальные вершина 680,2 м.), на котором летом растет черника. Потом эта тропинка поворачивает на юг и заходит в лес и после короткого стремительного подъема обходит слева овраг второго потока (это поток Чудилов) и выводит на широкий открытый хребет, из которого видно село Каменка.  Здесь поворачиваем направо и идем этим хребтом в направлении на юг через вершину 977,2 м. к вершине 1001,6 м.

К этой вершине можно идти другой тропинкой - через Павловый поток. При этом по пути вы встретите источник с железной водой.

От вершины 1001,6 м. необходимо идти на юг в лес (если Вы шли тропинкой возле Павлового потока, то на опушке возле вершины 1001,6 м необходимо повернуть вправо).

Павлов поток

Тропинка с этого места будет подниматься (на юг) лесом к самой вершине Лопаты.

Гора Лопата

Возвращаться назад проще всего дорогой выхода.

Можно тоже перейти на вершину соседней горы Кудрявец (высота 1242,3 м.), которая размещена на расстоянии 500 метров к западу от Лопаты и сойти с нее до села Гребенев.

Также можно из горы Лопата сойти к селу Каменка, если идти на северо-восток. Потом из этого села ведет дорога через долину реки Каменка. Именно при этой дороге вы найдете известный водопад Каменка и озеро Журавлиное (мертвое).

Карта маршрута:

Карта маршрута на гору Лопата

 
Маршрут на гору Парашку из села Коростов PDF  | Печать |
Статьи - Туристические маршруты
17.09.2010 17:07

Гора Парашка (Параска) является наивысшей вершиной Сколевских Бескидов и является наиболее любимым местом для туристов. Сама гора имеет высоту 1270 м и более детально описанная здесь: https://skole.com.ua/uk/papers/25-mountains/92-parashka.html.

До горы Парашки есть много маршрутов, которые начинаются с города Сколе и сел Коростов, Корчин и Крушельница. Туристические маршруты на гору из города Сколе описанные здесь, а из Корчина - здесь.

В этой статье мы расскажем туристический маршрут, а точнее несколько маршрутов восхождения на гору Парашку из села Коростов.

Именно село Коростов находится в 5 километрах к северу от города Сколе и протягивается сначала вдоль автомобильной трассы Киев-Чоп, а затем тянется вдоль реки Бутивля направо от этой трассы. Именно село описано здесь: https://skole.com.ua/ru/skole-region/31-korostiv/89-korostiv.html. Проживание в Коростове здесь: https://skole.com.ua/uk/rezidence/korostivrest.html.

В целом из Коростова на гору Парашка можно выйти многими путями, но наиболее распространенными является три маршрута.

Начнем описание первого маршрута.

Особенность этого маршрута, что вы пройдете по всему хребту Парашки через вершини Корчанка, Обросший Верх, Зеленая и Тимкив Верх.

Этот маршрут начинается от самой автомобильной трассы Киев-Чоп, а именно в том участке дороги, которая находится на расстоянии 2-х километров после поворота на Славское, или на расстоянии 300 метров от мотеля Окей, если ехать на юго-запад от города Сколе. В этом месте будет боковая дорога из трассы на право, которая после 50 метров будет иметь развилку на три дороги, центральная из которых приведет нас к пионер-лагерю «Старт». Но нам нужно обратить направо, пройти 150 метров, где за мостом повернуть налево. Эта дорога будет следовать вдоль пионер-лагеря, который будет находиться слева на горе. Потом следует вдоль реки Коростовец практически к самой горе Корчанка. При этом на пути к Корчанке дорога будет несколько раз пересекать реку и будет иметь много серпантинов - будет вилять то вправо то влево под гору. На самой горе Корчанка находится ретрансляцийна станция Укртелекома. Высота горы - 1180 метров над уровнем моря.

Отсюда идем сначала в северном направлении, а затем на запад по самому хребту Парашки. Пройдя приблизительно 1 километр по тропинке от горы Корчанка маршрут сообщится с известными 13-маршрутом на гору Парашку, который начинается из Сколего. Дальше проходим по хребту вершин Обросший Верх, Зеленая и Тимкив Верх (Кобыла), откуда приходим к конечной цели - вершине Парашки.

Назад также можно возвращаться 13-м промаркированным маршрутом к городу Сколе, или другими маршрутами, которые описаны ниже.

Второй маршрут на Парашку начинается от автобусной остановки в Коростове на автомобильной трассе Киев-Львов-Чоп. Отсюда необходимо немножко пройти к боковой дороге, которая вправо ответвляется от автомобильной трассы и следует по селу Коростов.

Этой дорогой необходимо пройти несколько километров по селу к церкви, где можно дальше идти по насыпи старой узкоколейки на северный запад. Пройдя сквозь новую базу отдыха и возвращаем направо, через небольшую поляну в засаженный лесом овражек. В этом месте есть дорога мимо реки Ванч Верхней, которая серпантином поднимается вверх и дальше ведет все время лесом, почти горизонтально, параллельно хребту Парашки, ниже верхней границы леса. Однако под саму Парашку дорожка не доходит. Нужно в околице вершини Зеленая повернуть направо и выйти на хребет. Отсюда идем как описано в первом маршруте - через вершины Зеленая и Тимкив Верх (Кобыла).

Есть и третий маршрут на гору Парашку из Коростова, который начинается уже за пределами села. В данном случае не возвращая направо возле базы отдыха нужно пройти все село долиной р. Бутивля. Перед местом слияния рек Малой и Большой Бутивли поворачиваем направо и идем вдоль Малой Бутивли еще 1 км., где к ней справа впадает поток Красный. В нескольких метрах после потока справа есть дорожка, которой идем его долиной около 3 км., после чего стремительно поднимаемся влево на юго-восточный склон вершины Парашки.

Карта маршрута:

Карта маршрута Коростов - Парашка.

 
Как правильно выбрать туристический маршрут в Карпатах PDF  | Печать |
Статьи - Туристические маршруты
16.09.2010 17:07

Пешеходный поход является наиболее популярным видом отдыха в Карпатах. Целью пешеходного туристического похода в Карпатских горах чаще всего является выход на ту или другую вершину, из которой открываются далекие горизонты и прекрасные пейзажи. При подготовке такого похода одним из первоочередных заданий есть выбор маршрута, то есть пути выхода на заданную вершину и спуска из нее. В статье подаются некоторые общие указания относительно решения этого задания.

Населены пункты в горных районах Украинских Карпат размещенные,  по большей части, в долинах рек и их притоков, туда ведут тоже главные коммуникационные пути. Отдельные поселения на Бойкивщины разбросаны широко по горам, но и здесь центральная часть населенного пункта находится всегда и долине реки. Эти поселения служат выходными начальными пунктами пешеходных туристических маршрутов.

Начальная и конечная часть маршрута часто проходит путями, пригодными для автомобильного движения. Если эта часть достаточно большая (4 км. и больше) и не представляет туристического интереса, то желательно провести ее автотранспортом, который даст экономию сил и времени.

Пешеходная часть туристического похода начинается тогда с места, где мы всходим из автомобильной дороги и ведет по дорогам и тропинкам разного назначения и разного качества, а порой и по бездорожье.

Среди дорог и тропинок, которыми пользуемся в туристических походах, можно отличить:

1. Дороги, проложенные долинами, вдоль рек и потоков, притоков главных карпатских рек.

Некоторые из них неплохие, используются для местной связи между населенными пунктами, размещенными в долинах этих рек, а также для коммуникации между поселениями, которые находятся в системах рек, разделенных внутренними водоразделами. В таких случаях дорога, проведенная долиной одной реки, постепенно поднимается на водораздел в его наивысшем месте, после чего опять спускается вниз в долину второй реки. Другие дороги этого вида значительно хуже, в сущности тупиковые - в своей конечной части они превращаются в тропинки, которые, в лучшем случае, выводят на седла хребтов.

Долина Большой реки

2. Дороги и тропинки, которые соединяют главные долины с хребтами гор, и дальше  проходят вдоль этих хребтов.

 

Такие дороги используются для коммуникации населенных пунктов с размещенными выше верхней границы леса лугами и полонинами. Начинаются такие дороги или тропинки, конечно, возле устья притоку к большей реке, поднимаются стремительно кверху по линии хребта (временами серпантином) вплоть до верхней границы леса и оттуда ведут на хребет. На хребте, как правило, всегда есть дорога или тропинка, которая временами проходит мимо отдельных вершин (траверзует их). Дороги хребтов разветвляются в местах присоединения боковых хребтов, а также спускаются в долины окружающих рек.

Тропинка по хребту горы Ключ в Сколивскому районе

3. Лесохозяйственные тракторные дороги, специально проложенные к местам лесоразработок, предназначены для лесозаготовительных работ.

Чаще всего эти дороги тупиковые, в нижней части порой неплохие, но ведут они почти всегда только к срубам.

4. Охотничьи тропинки, так называемые "райтштоки".

Они проложены на обочинах гор и хребтов, почти всегда горизонтально, или в виде серпантина, на высоте несколько сотен метров ниже верхней границы леса. Эти тропинки предназначены для охоты.

Среди коммуникационных путей в Карпатах нужно вспомнить еще так называемые плаи, то есть предназначены для людей или конного транспорта тропинки, которые испокон веков соединяют через леса и горы населены пункты из полонинами и между собой.

Хотя состояние и качество таких плаев часто очень плохое, однако всегда ведут они к цели кратчайше и выгоднее всего. В частности, они служат для весеннего выгона скота к горной долины ("горный долинный ход"), перегонке овец на новые пастбища, для связи горных долинных хозяйств с населенными пунктами и т. и. Длина их нередко достигает десятков километров. В отличие от других тропинок, плаи не изменяют своего положения, они стабильны и надежны, потому имеют широкое приложение в пешеходном туризме.

Тропинок, проложенных специально для потребностей пешеходного туризма, в Карпатах практически нет. В туристических походах используют дороги и тропинки, прежде всего, двух первых видов, а нередко в конечной части возле вершины переходят в бездорожье.

Выбирая трассу пешеходного похода, чаще всего отдают преимущество дорогам и тропинкам, которые ведут хребтами гор. В таком случае, в начале трассы часто встречается достаточно стремительный подъем через лес на хребет, а следовательно начинается путешествие по частично или полностью открытых поприщах, что дает возможность наблюдать широкие окружающие пейзажи. Но при этом часто придется идти "из верха на верх", то есть проходить по очереди отдельные вершины и седла между ними. Правда, седла между вершинами продольных хребтов обычно неглубокие, но седла, которыми соединены "между собой параллельные хребты", бывают достаточно глубокие; разница высоты между таким седлом и соседними  хребтами может достичь сотен метров.

Еще одно неудобство маршрутов, проложенных хребтами гор - это  ограниченность, или и полное отсутствие источников питьевой воды.

Трасса маршрута, проложенная долинами рек, сравнивая с трассой хребтами или обочиной, конечно, является короче. Наклон ее достаточно равномерен, нет постоянных подъемов и спусков, вода всегда близко. Но, в сущности, это все преимущества такой трассы. Поход вдоль рек лишен видов, потому неинтересный. Часто нужно переходить через реку; не всегда для этого есть кладка или мостики, приходится строить примитивные переправы или переправляться вброд, что существенно снижает темп похода.

Стремительный подъем на седло в конце долин рек, как правило, тяжелее, чем начальный подъем на хребет в маршрутах хребтами. Дороги вдоль рек затенены и потому всегда болотистые.

Охотничьи тропинки порой могут быть полезными для туристов, хотя они тоже не дают видимости и временами очень петляют. Состояние их, при отсутствии консервирования, не всегда удовлетворительное, встречаются сильно заболоченные места и завалы, которые приходится обходить.

Тракторные лесовозные дороги менее всего удобны для пешеходного туризма. В мокрую погоду они сильно заболочены, потому порой просто непроходные. Хуже всего то, что они часто ведут в "никуда". Заканчиваются в неудобных местах, откуда нужно выбираться бездорожьем.

Бездорожье в туристическом походе, особенно в поприще покрытом лесом или зарослями жерепа - всегда нежелательное. Жереп - карликовая горная сосна, растет выше лесной полосы густыми зарослями высотой до 3 м, стелется по земле, образовывая крылолестье. Однако иногда часть маршрута приходится преодолевать именно бездорожьем, поскольку другой возможности просто нет. Так бывает, например, на последних метрах подъема на вершину. Хождение бездорожьем по травянистым хребтами выше верхней границы леса не есть особенно тяжелым. Значительно тяжелее добывать вершины, покрытые каменными россыпями, так называемыми цекотами. Цекоты - каменные россыпи на некоторых хребтах и вершинах Карпат, построенных из Ямненского песчаника. Такие вершины, например, встречаются в Горганах. Если такая вершина покрыта дополнительно еще зарослями жерепу - она практически непроходная.

Выбор маршрута зависит, в первую очередь, от заданной цели похода (например, выход на вершину, посещение памятного места и т. д.), а также от выделенного для этого времени.

В случае однодневных походов (так называемых походов выходного дня) имеем в своем распоряжении от 8 до 12 часов, в зависимости от времени года, не учитывая затрат времени на транспорт. Реально время для пешеходной части маршрута определяется назначением и состоянием трассы, составом участников похода (их возрастом и физической подготовкой), временем года, погодой. Рассчитать это время можно только ориентировочно, выходя из средней скорости движения, которая равняется для равнинной части трассы 4-5 км/час, для подъемов - 1-2 км/час, для спусков - 2-4 км/час. Чем больший наклон и хуже состояние трассы, тем меньшая скорость движения. До этого еще нужно прибавить время на отдых, а также некоторый резерв, вместе не меньше 1/4-1/3 общего времени самого похода.

При подготовке материала использована книга «Популярные туристические маршруты по Украинским Карпатам (путеводитель)», Юрий Ситницкий, 1992. https://www.skole.com.ua

 
Вело-путешествие вдоль реки Опир PDF  | Печать |
Статьи - Туристические маршруты
19.08.2010 12:33

В этой статье описано вело-путешествие вдоль реки Опир возле города Сколего и села Гребенов.

Маршрут выбран для тех туристов, которые хотят несколько часов покататься на велосипедах вблизи города Сколе и посмотреть окружающие горные пейзажи. Маршрут пролегает вдоль правого берегу реки Опир по дороге, которая проложена рядом с газопроводом. Само путешествие является легким и занимает времени около часа. Также этим маршрутом можно сходить пешком.

Дорожка вдоль реки Опир

Железная дорога на юге от Сколего

Начинается этот маршрут у моста через реку Опир, где находится городское озеро. Отсюда от моста вдоль озера, а затем вдоль реки, следует грунтовая дорога. Сама дорога имеет покрытие из камней, однако в некоторых местах есть ямы, которые после дождей наполнены водой. Но объезжать их легко. После озера начинается небольшой подъем, а затем спуск, после которого справа увидите железную дорогу. Потом дорожка следует через сельскую местность к домику, который принадлежит к НПП «Сколевские Бескиды». Вокруг домика есть несколько скульптур, среди которых есть скульптура оленя.

Олень

Потом через километр дорожка заканчивается (тупик) возле пешеходного мостика через реку Опир, который построен над газопроводом. В этом месте можно повернуть обратно к Сколе или продлить маршрут дальше.

Река Опир возле села Демня. Вид из пешеходного мостика над газопроводом.

Для продолжения маршрута необходимо перейти железную колею (переходить следует осторожно, потому что здесь железная дорога делает поворот и не видно поезда, который приближается) и через мостик перейти реку Опир. Вы выйдете на автомобильную дорогу Киев-Чоп, где необходимо повернуть на юг и следовать к Гребенову.

Перед поворотом на Славское справа находится карьер. Также автомобильная дорога проходит через мост на реке Орява. Имейте в виду, что перед мостом указанная на знаке река Опир, которое является неправильным.

Место впадение реки Орява в реку Опир

После поворота едем к Гребенову, где по пути сначала проедете через отель Святослав, а затем справа увидите каменную могилу, которая описана здесь:
https://skole.com.ua/uk/papers/7-skolivszina/121-kovanda.html

Перед селом Гребенов находится несколько туристических баз. Также дорога проходит под железнодорожным мостом. Как раз в этом месте слева у железнодорожного моста через реку Опир является хорошим местом отдыха и купания.

Спутниковая карта-схема маршрута:

Спутниковая карта-схема Сколе-Святослав

 
Исторически познавательный маршрут Н.Синевидное - Труханов - гора Ключ - Сколе PDF  | Печать |
Статьи - Туристические маршруты
27.04.2010 18:39

Этот туристический маршрут есть однодневный пеший для опытных туристов и двухдневный для туристов без опыта и с детьми. Сложность маршрута - средняя для одного дня и легкая для двух дней. Потому сложность маршрута будет зависеть от того, как будет спланирован отдых в Карпатах. Общая длина маршрута составляет свыше 20 километров. Цель маршрута - гора Ключ, где в 1914 году состоялись бои между Сичевыми Стрельцами и российской армией. На этой же горе размещена могила Сичевым Стрельцам.

Транспорт из Львова:
Электричка Львов-Мукачево из Главного вокзала или Львов-Лавочное из Пригородного вокзала.

Начало маршрута - железнодорожная станция Нижнее Синевидное. Из станции идем на юг по грунтовой дороге к железнодорожному переезду. На железнодорожном переезде поворачиваем на лево на дорогу, которая ведет к селу Тишовница мимо моста через реку Стрый. Здесь из моста можно посмотреть на прекрасные скалы, которые находятся по правому берегу реки.
 Скалы на берегу реки Стрый

Сразу за мостом начинается маленькое село Тишовница. Здесь можно посмотреть на деревянную церковь.
Дальше идем по пути долиной реки Тишевница в село Труханов. На этом пути Вы увидите нефтепровод «Дружба» и перед селом Труханов есть каплица.

В начале села дорога возвращает на лево на мост через реку, потому идем через мост, а затем пройдя селом к развилке и возвращаем направо, где дорога идет к верху. Этой дорогой Вы угодите в центр села, где находятся новая церковь, сельский совет, школа. Здесь можно увидеть деревянную церковь села Труханова, возраст которой составляет свыше трех веков.

Деревянная церковь в селе Труханов

За школой проходим через мост, где дорога поворачивает направо и налево. К горе Ключ нужно идти прямо грунтовой дорогой, которая ведет к верху. Этой дорогой идем прямо к самому лесу, где мы должны начать восхождение на гору Ключ. В конце села перед лесом дорога поворачивает направо. Здесь можно начать восхождение сразу по тропинке, которая идет прямо от дороги. Также можно пройти несколько десятков метров вправо по дороге, где она переходит в две дороги. В этом месте тоже есть тропинка налево вверх. Эти тропинки являются одновременно и ручьями, по которым течет вода после дождей. Потому не рекомендуется делать восхождения в дождливую погоду. Этот участок маршрута является самым тяжелым. Ведь подниматься придется по очень крутому склону. Позже ближе к вершини горы Ключ склон становится более пологим.

Перед самой вершиной горы Ключ на поляне находится сама могила Сичевых Стрельцов. Здесь есть скамьи, где можно отдохнуть.

Можно немножко изменить маршрут. А именно отойти на юго-восток к горе Тырса (883,9 м), где можно увидеть сами скалы Довбуша. По пути к этой вершине можно натолкнуться на разные скалы высотами близко 3-х метров. Южнее от горы Тырса есть озеро размером футбольного поля. Это озеро уже принадлежит к Ивано-Франковской области.
Могила Сичевых Стрельцов

Теперь вернемся обратно к горе Ключ. Из самой горы будем следовать на север по хребту, чтобы угодить к городу Сколе. Сам хребет Ключа является залесненным. От опушки, на которой размещена могила Сичевых Стрельцов начинается дорога, которая позже превращается в тропинку. Эта тропинка промаркирована синей краской на стволах деревьев. Сразу за несколько метров после опушки справа есть другая опушка, из которой можно просматривать красивые пейзажи. Сама тропинка следует на север по хребту Ключа. В некоторых местах тропинка теряется и заваленная деревьями. Особенно из тропинки можно сбиться на опушках, где нет деревьев. Потому если вы потеряли тропинку, то можно ее опять поискать на вершине хребта или спуститься влево вниз в долину реки Каменка и продлить маршрут через водопад Каменка и озеро Несамовитое (Мертвое озеро).
Тропинка по хребту Ключа

Сама тропинка по хребту Ключа проходит через разные поляны, какие заросшие малиной. Летом здесь можно поесть малины. В самом конце хребта тропинка переходит в дорогу и поворачивает левее (к востоку), где начинается медленный спуск из хребта. Заканчивается восхождение у моста через реку Каменка, через которую проложен нефтепровод «Дружба». Этот мост находится сразу в месте впадение реки Каменки в реку Опир.

Имейте в виду, что большинство лесных тропинок и дорог, которые показаны на генштабовских картах, сейчас отсутствуют. Также некоторые обозначенные на картах тропинки могут начинать и исчезать без следа. Потому топографической карте не всегда ватро доверять.

Перейдя мост через реку можно перейти второй мост через реку Опир и пойти к трассе, где можно остановить маршрутку. Но стоит пройтись по правом берегу реки Опир вверх против течения к городу Сколе. Здесь достаточно хороша дорога к самому городу Сколе, мимо какой есть нефтепровод «Дружба». Потом дорога исчезает перед самим потоком «Чудилов», который впадает в реку Опир. В этом месте поток образует скалистые берега и протекает по камням. Перейти поток можно если подняться немножко выше. Дальше над берегом реки Опир можно опять появляется грунтовая дорога, которая ведет к самому мосту через реку, дорога от которого следует прямо к железнодорожной станции Сколе.

Топографическая карта маршрута:

Карта:  гора Ключ, долина річки Кам'янка, місто Сколе Карта Н.Синьовидне, Труханів, гора Ключ

 
«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 2
Сколе - Карпати.інфо